Как выбрать электрический лодочный мотор?
Среди владельцев моторных лодок достаточно распространено мнение о том, что использование электрических моторов – это недостаточно эффективное решение, которое совсем не подходит для настоящей, крупной рыбалки. Нужно сразу же возразить на все аргументы поклонников бензиновых моторов, что электрические варианты двигателей ни на что не годятся. Электродвигатели уже давно не уступают по своим характеристикам бензиновым аналогам. Необходимо понимать, что электрические вариации моторов предназначаются немного для других целей.
Такое сравнение напоминает попытку сопоставить топор вместе с ножом – что из этого лучше? Однозначно, топор будет более мощным инструментом, однако, для мелких работ, требующих точности все же лучше воспользоваться ножом. Примерно такая же ситуация и с электромоторами для лодок. Это точный инструмент, который позволит аккуратно маневрировать на поверхности воды, при этом не вызывая излишнего шума. Конечно, уровень мощности будет намного меньше, нежели таковой у бензиновых установок. Так же электрические версии будут отличаться тихоходностью. Из негативных сторон следует отметить, что электродвигатели не рекомендуется применять при сильном ветре или течении, а также необходимость частой подзарядки аккумулятора.
А вот преимущества кроются исключительно в тишине электрических двигателей. Они настолько тихие, что можно безо всяких усилий подойти на лодке к «окуневому котлу», при этом не испугав рыбу. Электромотор – тонкий инструмент, позволяющий выбрать подходящую для конкретного вида рыбы скорость, без риска спугнуть ее громкими звуками. Или, например, бьющий жерех, который испугается даже звука весел – электромотор поможет без труда подкрасться к нему. А если вы заядлый охотник, то электромотор в лодке позволит близко подобраться к уткам, отдыхающим в камышах. Большим плюсом станет то, что не будет необходимости возить в лодке запас горючего. Электрический двигатель отличается своим небольшим воздействием на экологию, позволяя не загрязнять природу. Если вы по-настоящему понимающий рыбак, то нет смысла в споре о недостатках бензиновых и электрических двигателей. Зато имеет смысл оснастить свою лодку сразу двумя моторами – мощным бензиновым и тихим электрическим. Это позволит не остаться без улова при любой ситуации.
Оставим эмоции и разберемся в конкретных сферах применения электрических лодочных моторов – когда он действительно необходим, что он представляет из себя, а также как выбрать правильную модель среди большого ассортимента, представленного в нашем магазине.
Для каких целей применяется электрический мотор на лодках?
В иностранном языке для моторов такого типа укоренилось название «trollingengine», что переводится на русский, как троллинговый мотор. Уже исходя из названия можно сделать вывод, что основная сфера применения – это рыбалка. При этом он будет полезен не только при организации ловли «на дорожку», с его помощью также удобно ловить на спиннинг. С использованием электродвигателя будет удобно рыбачить в небольших заливах, где нужно двигаться медленно. Если планируете ловить в отвес, но присутствует ветер, то такой двигатель позволит встать на одну точку без использования якоря. Кроме того, электродвигатель прекрасно покажет себя на участках водоема с бурной растительностью, там, где трудно передвигаться на веслах.
Первоочередной сферой применения электрических моторов может стать рыбалка в условиях спокойного течения на небольших водоемах (маленькие озера, водохранилища, заливы и т.д.). Электрический двигатель используется, как правило, в паре с бензиновым, чтобы обеспечить возможность выбора, в зависимости от изменяющихся условий на воде. Электродвигателя хватит для того, чтобы справляться с лодкой или катером с общей массой 1,2 тонны. Если лодка значительно меньше, то можно оставить электродвигатель единственным вариантом. Ну и, разумеется, электродвигатель станет прекрасным шансом не прибегать к весельной тяге.
Основные преимущества
- Масса электродвигателя невысокая, для исполнения в максимальной мощности она не будет превышать 10-11 килограммов;
- Уровень шума минимальный, за счет чего движение лодки не будет пугать рыбу;
- Пуск плавный и очень быстрый;
- Высокий уровень маневренности и управляемости;
- Эффективен при наличии многочисленных отмелей;
- Отличается слабой способностью собирать водоросли на винте;
- Не требует дорогого обслуживания;
- В зимний период не требует специальных консервационных мероприятий и подготовки;
- Отличается малыми габаритами, не занимает много места при транспортировке;
- Стоимость электродвигателя и аккумулятора примерно в 2 раза меньше, чем у аналогичного бензинового варианта.
Некоторые минусы
- Невысокий запас хода. Опытом эксплуатации таких двигателей определено, что одной зарядки аккумулятора хватит примерно на 1,5-2 дня активной рыбалки;
- Небольшая скорость передвижения, которая как правило, ограничена 6-8 км/ч;
- Отсутствие достаточной мощности для движения в условиях сильного течения или серьезных порывов ветра.
Эти недостатки имеют место быть только в том случае, если электрический двигатель применяется, как единственный на лодке. Если же он будет использоваться в паре с бензиновым, то указанных недостатков просто не будет существовать.
Как устроен электрический мотор
Электрический двигатель для лодки отличается своей надежностью и долговечностью. Почему же это возможно? Все это из-за того, что конструкция отличается своей простотой, да настолько, что поломаться в конструкции просто нечему.
На верхней части двигателя располагаются электронные системы для управления, при помощи которых можно контролировать скорость вращения винта или переключать его в реверс. Такой румпель обычно дополнительно комплектуется рукоятью телескопической конструкции, что позволит настроить длину индивидуально.
Нижняя часть состоит собственно из электрического двигателя, который устанавливается непосредственно на нал винта лодки. Единственные детали мотора, которые могут износиться – это графитовые щетки, которые достаточно легко меняются даже без специального опыта.
Для соединения между блоком управления и электродвигателем применяется специальная нога-штанга, которая часто выполняется из композитных материалов (как, например, в электромоторах производства Mercury Motorguide). Она отличается хорошим уровнем пружинистости, что позволит избежать поломок даже в случае столкновения с подводным препятствием.
Еще один нюанс, который касается электрических двигателей – это легкость регулировки на необходимую глубину. Это реализовано посредством опускания или подъема специальной скользящей штанги. Это будет очень удобно, если на пути встретится отмель или заросли водорослей.
Гребной винт
Обычно, в описаниях популярных электрических лодочных двигателей, можно встретить упоминание о том, что они имеют винт, состоящий из двух лопастей, чрезвычайно устойчивый к наматыванию водорослей и травы. На самом деле, трава, конечно же будет собираться на лопастях, но этот процесс будет куда менее выражен, чем для бензиновых моторов.
Система управления
Для электрических двигателей обычно предусматриваются два варианта управления – ножной или ручной.
Ручной вариант сходен с таковым для стандартных бензиновых двигателей подвесного типа – поворот направления румпелем, взаимодействие с вращающейся ручкой газа позволяет добавлять или уменьшать ход (переключать скорость работы мотора). Если предусмотрено управление через механизм вариатора, то скорость будет увеличиваться плавно без рывков и щелчков. Важное отличие от бензиновых двигателей – отсутствие необходимости заводить, достаточно просто включить мотор и начать движение.
Более интересная конструкция для электрических моторов, которые оборудованы ножным механизмом управления. Повороты, а также регулировка скорости будет выполняться ногой при помощи педалей. Несмотря на кажущуюся сложность, с таким управлением легко освоиться. Преимущество тут одно – за счет свободных рук открывается больше возможностей для рыбалки, например, со спиннингом.
Установка на плавсредство
Для того, чтобы оборудовать лодку электромотором, не потребуется каких-то специальных технических средств. Установка допускается даже на лодки с самой простой конструкцией. Имеется также возможность установки и на надувные лодки, но нужен специальный навесной транец.
Если на лодке уже есть бензиновый двигатель, то электрический мотор может быть установлен рядом с основным, либо же в противоположной позиции – на корме. Для крепления на носовой части есть модели со специальными адаптерами.
Как выбрать требуемую мощность
Если вы выбираете электрический двигатель для лодки впервые, то можете быть удивлены тем фактом, что мощность обозначается не в привычных лошадиных силах, в развиваемом тяговом усилии. Эта традиция была заложена компаниями-производителями из США, где тяга электрического мотора обозначалась в фунтах. Если упростить, то для понимания этой величины можно воспользоваться рычажными весами (кантор, безмен), которые фиксируются с одной стороны к лодке, а с другой к неподвижной опоре. Электродвигатель активируется, уровень мощности выставляется на максимум. Значение на безмене в килограммах и будет искомым тяговым усилием этой модели электродвигателя.
В некоторых случаях, производители и вовсе отказываются от характеристики «тяговое усилие», не указывая его в паспорте мотора. Вместо этого они пишут максимальную массу лодки, которую данная модель сможет сдвинуть с места. Чтобы определить вес для данной характеристики, необходимо взять массу плавстредства, прибавить к нему вес аккумуляторной батареи с мотором, собственную массу тела, а также вес всего снаряжения. От этого значения и нужно исходить при выборе мотора.
Если же производитель указал в характеристиках к мотору только «тягу» в килограммах или фунтах, то при выборе воспользуйтесь таблицей ниже (она составлена из расчета, что 1 фунт равняется 0,454 килограммам).
Максимальный снаряженный вес лодки, кг | 500 | 600 | 700 | 800 | 100 | 1200 |
Необходимая тяга, кг | 13,6 | 15,4 | 16,8 | 18,1 | 20,4 | 25,0 |
Необходимая тяга, lb (фунты) | 30 | 34 | 37 | 40 | 45 | 55 |
Необходимо отметить, что при использовании способа с таблицей можно получить только приблизительный уровень мощности электродвигателя. Реальный же показатель будет зависеть от таких параметров, как размер лодки, ее обводов, типа винта, схемы размещения массивных объектов внутри, а также от внешних условий на водоеме. Рекомендуем заложить определенный резерв по мощности.
Мощность мотора и скорость движения
При рассмотрении данной характеристики, снова станет очевидным, что электрические версии отличаются от бензиновых моторов. Применение электромотора на лодке обеспечивает движение только по типу водоизмещения, перемещение глиссированием на них невозможно. Исходя из этого, можно сделать вывод, что при значительном увеличении мощности электромотора, развиваемая лодкой скорость
не будет серьезно увеличиваться. Если рассмотреть среднюю лодку, оборудованную электрическим типом двигателя, то ее скорость не превысит 6-9 км/час. Если увеличить мощность электродвигателя в 1,5-2 раза, то это даст прирост в скорости всего на 2-4 км/час. Использовать такой тип привода для «марша» нецелесообразно, поскольку он создан совершенно для иных задач.
Скорость, время, расстояние…
Для демонстрации возможностей электродвигателя, произведем замеры скорости на конкретной пластиковой лодке. Ее длина составит 3300 мм, установленная модель электромотора – WaterSnake FWT 30TH. Чтобы определить запас хода, необходимо разделить емкость аккумуляторной батареи (значение в А*ч) на потребление тока на максимуме возможностей мотора. Если передача будет ниже, то потребление тока тоже снизится, а запас хода возрастет.
Передача | 1-я | 2-я | 3-я | 4-я | 5-я |
Развиваемая корость, км/ч | 2,6 | 3,2 | 3,8 | 4,4 | 5,6 |
Максимальное время в движении, час | 11 | 8 | 6 | 5 | 2,5 |
Максимальное пройденное расстояние, км | 27 | 25,6 | 22,8 | 22 | 14 |
В приведенной таблице есть показатели рассчитанного времени в движении для нескольких вариантов передач электродвигателя, а также запас хода, который возможен при использовании аккумуляторных батарей с эффективной емкостью 75 А*ч. На два дня полноценной рыбалки должно хватить одной зарядки аккумулятора с емкостью 80-95 А*ч.